Экипаж 403 осап ВВС СФ выполнял полет по перевозке личного состава по маршруту Североморск-1 – Кипелово – Лахта – Североморск-1 ночью в СМУ (на борту находились офицеры, возвращавшиеся с совещания командования).
Старший авиационный начальник АС «Лахта» принял решение на прием самолета по фактическим метеоусловиям во время запроса, не проанализировав при этом прогноз погоды по району, характеризующийся неустойчивыми метеоусловиями. Через 1 час 11 минут полета после взлета с АС «Кипелово» экипаж установил связь с руководителем полетов АС «Лахта» и получил условия для захода на посадку. Руководитель полетов на аэродроме передал экипажу метеоусловия в районе АС «Лахта», не соответствующие фактической погоде: «…нижний край кромки 200 м, на 2 км, низовая метель, условия жесткие». Фактическая погода была ниже минимума аэродрома.
Заход на посадку до прохода ДПРМ осуществлялся строго по курсу и глиссаде. После прохода ДПРМ, получив разрешение на посадку от руководителя полетов, снижение по глиссаде до дальности 3300 м до ВПП экипаж осуществлял без существенных отклонений по высоте и курсу. Дальше, продолжая снижение на посадочном курсе, экипаж основное внимание уделял выдерживанию направления захода и поиску наземных ориентиров, упустив контроль за высотой полета. На дальности 2700 м до ВПП самолет находился ниже глиссады на 30 м. Руководитель зоны посадки при этом информировал экипаж: «на курсе, на глиссаде». Достигнув минимума аэродрома (высота облачности 120 м, видимость 1500 м) и не установив визуального контакта с земными ориентирами, экипаж продолжил дальнейшее снижение. На дальности 2400 м до ВПП при высоте полета 100…90 м (ниже глиссады 43 м) произошло срабатывание звуковой сигнализации «Опасная высота». Входивший в состав экипажа пилот-инструктор (ст. инспектор-летчик ОБП ВВС СФ) подал команду на отключение радиовысотомера. При этом вертикальная скорость снижения увеличилась до 6-8 м/с.
Руководитель полетов на аэродроме при снижении самолета до высоты 120 м (минимума аэродрома) команду об уходе на второй круг не дал. На удалении 2000 м от ВПП руководитель зоны посадки проинформировал экипаж: «394-й, удаление 2, на курсе, на глиссаде». Фактически самолет при этом находился ниже глиссады на 85 м с боковым уклонением влево 50 м.
В 20:45 мск (через 1 час 40 минут после взлета с АС «Кипелово») на удалении 1725 м от торца ВПП на скорости 240-220 км/ч при высоте полета 16 м самолет с правым креном около 6° столкнулся с деревьями высотой 18-22 м в 52 м левее оси ВПП, упал на землю на заснеженном поле у опушки леса и разрушился. 6 членов экипажа и 11 пассажиров погибли. 2 члена экипажа и 1 пассажир получили травмы различной степени тяжести.
|